Оценка сложности алгоритмов, или Что такое О(log n). Алгоритмическая сложность. Алгоритмы поиска. Алгоритмы сортировки Анализ вычислительной сложности алгоритма

Привет! Сегодняшняя лекция будет немного отличаться от остальных. Отличаться она будет тем, что имеет лишь косвенное отношение к Java. Тем не менее, эта тема очень важна для каждого программиста. Мы поговорим об алгоритмах . Что такое алгоритм? Говоря простым языком, это некоторая последовательность действий, которые необходимо совершить для достижения нужного результата . Мы часто используем алгоритмы в повседневной жизни. Например, каждое утро перед тобой стоит задача: прийти на учебу или работу, и быть при этом:

  • Одетым
  • Чистым
  • Сытым
Какой алгоритм позволит тебе добиться этого результата?
  1. Проснуться по будильнику.
  2. Принять душ, умыться.
  3. Приготовить завтрак, сварить кофе/заварить чай.
  4. Поесть.
  5. Если не погладил одежду с вечера - погладить.
  6. Одеться.
  7. Выйти из дома.
Эта последовательность действий точно позволит тебе получить необходимый результат. В программировании вся суть нашей работы заключается в постоянном решении задач. Значительную часть этих задач можно выполнить, используя уже известные алгоритмы. К примеру, перед тобой стоит задача: отсортировать список из 100 имен в массиве . Задача это довольно проста, но решить ее можно разными способами. Вот один из вариантов решения: Алгоритм сортировки имен по алфавиту:
  1. Купить или скачать в Интернете “Словарь русских личных имен” 1966 года издания.
  2. Находить каждое имя из нашего списка в этом словаре.
  3. Записывать на бумажку, на какой странице словаря находится имя.
  4. Расставить имена по порядку, используя записи на бумажке.
Позволит ли такая последовательность действий решить нашу задачу? Да, вполне позволит. Будет ли это решение эффективным ? Вряд ли. Здесь мы подошли к еще одному очень важному свойству алгоритмов - их эффективности . Решить задачу можно разными способами. Но и в программировании, и в обычной жизни мы выбираем способ, который будет наиболее эффективным. Если твоя задача - сделать бутерброд со сливочным маслом, ты, конечно, можешь начать с того, что посеешь пшеницу и подоишь корову. Но это будет неэффективное решение - оно займет очень много времени и будет стоить много денег. Для решения твоей простой задачи хлеб и масло можно просто купить. А алгоритм с пшеницей и коровой хоть и позволяет решить задачу, слишком сложный, чтобы применять его на практике. Для оценки сложности алгоритмов в программировании создали специальное обозначение под названием Big-O (“большая О”) . Big-O позволяет оценить, насколько время выполнения алгоритма зависит от переданных в него данных . Давай рассмотрим самый простой пример - передачу данных. Представь, что тебе нужно передать некоторую информацию в виде файла на большое расстояние (например, 5000 километров). Какой алгоритм будет наиболее эффективным? Это зависит от тех данных, с которыми ему предстоит работать. К примеру, у нас есть аудиофайл размером 10 мегабайт.
В этом случае, самым эффективным алгоритмом будет передать файл через Интернет. Это займет максимум пару минут! Итак, давай еще раз озвучим наш алгоритм: “Если требуется передать информацию в виде файлов на расстояние 5000 километров, нужно использовать передачу данных через Интернет”. Отлично. Теперь давай проанализируем его. Решает ли он нашу задачу? В общем-то да, вполне решает. А вот что можно сказать насчет его сложности? Хм, а вот тут уже все интереснее. Дело в том, что наш алгоритм очень сильно зависит от входящих данных, а именно - от размера файлов. Сейчас у нас 10 мегабайт, и все в порядке. А что, если нам нужно будет передать 500 мегабайт? 20 гигабайт? 500 терабайт? 30 петабайт? Перестанет ли наш алгоритм работать? Нет, все эти объемы данных все равно можно передать. Станет ли он выполняться дольше? Да, станет! Теперь нам известна важная особенность нашего алгоритма: чем больше размер данных для передачи, тем дольше времени займет выполнение алгоритма . Но нам хотелось бы более точно понимать, как выглядит эта зависимость (между размером данных и временем на их передачу). В нашем случае сложность алгоритма будет линейной . “Линейная” означает, что при увеличении объема данных время на их передачу вырастет примерно пропорционально. Если данных станет в 2 раза больше, и времени на их передачу понадобится в 2 раза больше. Если данных станет больше в 10 раз, и время передачи увеличится в 10 раз. Используя обозначение Big-O, сложность нашего алгоритма определяется как O(N) . Это обозначение лучше всего запомнить на будущее - оно всегда используется для алгоритмов с линейной сложностью. Обрати внимание: мы вообще не говорим здесь о разных “переменных” вещах: скорости интернета, мощности нашего компьютера и так далее. При оценке сложности алгоритма в этом просто нет смысла - мы в любом случае не можем это контролировать. Big-O оценивает именно сам алгоритм, независимо от “окружающей среды” в которой ему придется работать. Продолжим работать с нашим примером. Допустим, в итоге выяснилось, что размер файлов для передачи составляет 800 терабайт. Если мы будем передавать их через Интернет, задача, конечно, будет решена. Есть только одна проблема: передача по стандартному современному каналу (со скоростью 100 мегабит в секунду), который используется дома у большинства из нас, займет примерно 708 дней. Почти 2 года! :O Так, наш алгоритм тут явно не подходит. Нужно какое-то другое решение! Неожиданно на помощь к нам приходит IT-гигант - компания Amazon! Ее сервис Amazon Snowmobile позволяет загрузить большой объем данных в передвижные хранилища и доставить по нужному адресу на грузовике!
Итак, у нас есть новый алгоритм! “Если требуется передать информацию в виде файлов на расстояние 5000 километров и этот процесс займет больше 14 дней при передаче через Интернет, нужно использовать перевозку данных на грузовике Amazon”. Цифра 14 дней здесь выбрана случайно: допустим, это максимальный срок, который мы можем себе позволить. Давай проанализируем наш алгоритм. Что насчет скорости? Даже если грузовик поедет со скоростью всего 50 км/ч, он преодолеет 5000 километров всего за 100 часов. Это чуть больше четырех дней! Это намного лучше, чем вариант с передачей по интернету. А что со сложностью этого алгоритма? Будет ли она тоже линейной, O(N)? Нет, не будет. Ведь грузовику без разницы, как сильно ты его нагрузишь - он все равно поедет примерно с одной и той же скоростью и приедет в срок. Будет ли у нас 800 терабайт, или в 10 раз больше данных, грузовик все равно доедет до места за 5 дней. Иными словами, у алгоритма доставки данных через грузовик постоянная сложность . “Постоянная” означает, что она не зависит от передаваемых в алгоритм данных. Положи в грузовик флешку на 1Гб - он доедет за 5 дней. Положи туда диски с 800 терабайтами данных - он доедет за 5 дней. При использовании Big-O постоянная сложность обозначается как O(1) . Раз уж мы познакомились с O(N) и O(1) , давай теперь рассмотрим более “программистские” примеры:) Допустим, тебе дан массив из 100 чисел, и задача - вывести в консоль каждое из них. Ты пишешь обычный цикл for , который выполняет эту задачу int numbers = new int [ 100 ] ; // ..заполняем массив числами for (int i: numbers) { System. out. println (i) ; } Какая сложность у написанного алгоритма? Линейная, O(N). Число действий, которые должна совершить программа, зависит от того, сколько именно чисел в нее передали. Если в массиве будет 100 чисел, действий (выводов на экран) будет 100. Если чисел в массиве будет 10000, нужно будет совершить 10000 действий. Можно ли улучшить наш алгоритм? Нет. Нам в любом случае придется совершить N проходов по массиву и выполнить N выводов в консоль. Рассмотрим другой пример. public static void main (String args) { LinkedList< Integer> numbers = new LinkedList < > () ; numbers. add (0 , 20202 ) ; numbers. add (0 , 123 ) ; numbers. add (0 , 8283 ) ; } У нас есть пустой LinkedList , в который мы вставляем несколько чисел. Нам нужно оценить сложность алгоритма вставки одного числа в LinkedList в нашем примере, и как она зависит от числа элементов, находящихся в списке. Ответом будет O(1) - постоянная сложность . Почему? Обрати внимание: каждый раз мы вставляем число в начало списка. К тому же, как ты помнишь, при вставке числа в LinkedList элементы никуда не сдвигаются - происходит переопределение ссылок (если вдруг забыл, как работает LinkedList, загляни в одну из наших ). Если сейчас первое число в нашем списке - число х, а мы вставляем в начало списка число y, все, что для этого нужно: x. previous = y; y. previous = null; y. next = x; Для этого переопределения ссылок нам неважно, сколько чисел сейчас в LinkedList - хоть одно, хоть миллиард. Сложность алгоритма будет постоянной - O(1).

Логарифмическая сложность

Без паники! :) Если при слове “логарифмический” тебе захотелось закрыть лекцию и не читать дальше - подожди пару минут. Никаких математических сложностей здесь не будет (таких объяснений полно и в других местах), а все примеры разберем “на пальцах”. Представь, что твоя задача - найти одно конкретное число в массиве из 100 чисел. Точнее, проверить, есть ли оно там вообще. Как только нужное число найдено, поиск нужно прекратить, а в консоль вывести запись “Нужное число обнаружено! Его индекс в массиве = ....” Как бы ты решил такую задачу? Здесь решение очевидно: нужно перебрать элементы массива по очереди начиная с первого (или с последнего) и проверять, совпадает ли текущее число с искомым. Соответственно, количество действий прямо зависит от числа элементов в массиве. Если у нас 100 чисел, значит, нам нужно 100 раз перейти к следующему элементу и 100 раз проверить число на совпадение. Если чисел будет 1000, значит и шагов-проверок будет 1000. Это очевидно линейная сложность, O(N) . А теперь мы добавим в наш пример одно уточнение: массив, в котором тебе нужно найти число, отсортирован по возрастанию . Меняет ли это что-то для нашей задачи? Мы по-прежнему можем искать нужное число перебором. Но вместо этого мы можем использовать известный алгоритм двоичного поиска .
В верхнем ряду на изображении мы видим отсортированный массив. В нем нам необходимо найти число 23. Вместо того, чтобы перебирать числа, мы просто делим массив на 2 части и проверяем среднее число в массиве. Находим число, которое располагается в ячейке 4 и проверяем его (второй ряд на картинке). Это число равно 16, а мы ищем 23. Текущее число меньше. Что это означает? Что все предыдущие числа (которые расположены до числа 16) можно не проверять : они точно будут меньше того, которое мы ищем, ведь наш массив отсортирован! Продолжим поиск среди оставшихся 5 элементов. Обрати внимание: мы сделали всего одну проверку, но уже отмели половину возможных вариантов. У нас осталось всего 5 элементов. Мы повторим наш шаг - снова разделим оставшийся массив на 2 и снова возьмем средний элемент (строка 3 на рисунке). Это число 56, и оно больше того, которое мы ищем. Что это означает? Что мы отметаем еще 3 варианта - само число 56, и два числа после него (они точно больше 23, ведь массив отсортирован). У нас осталось всего 2 числа для проверки (последний ряд на рисунке) - числа с индексами массива 5 и 6. Проверяем первое из них, и это то что мы искали - число 23! Его индекс = 5! Давай рассмотрим результаты работы нашего алгоритма, а потом разберемся с его сложностью. (Кстати, теперь ты понимаешь, почему его называют двоичным: его суть заключается в постоянном делении данных на 2). Результат впечатляет! Если бы мы искали нужное число линейным поиском, нам понадобилось бы 10 проверок, а с двоичным поиском мы уложились в 3! В худшем случае их было бы 4, если бы на последнем шаге нужным нам числом оказалось второе, а не первое. А что с его сложностью? Это очень интересный момент:) Алгоритм двоичного поиска гораздо меньше зависит от числа элементов в массиве, чем алгоритм линейного поиска (то есть, простого перебора). При 10 элементах в массиве линейному поиску понадобится максимум 10 проверок, а двоичному - максимум 4 проверки. Разница в 2,5 раза. Но для массива в 1000 элементов линейному поиску понадобится 1000 проверок, а двоичному - всего 10 ! Разница уже в 100 раз! Обрати внимание: число элементов в массиве увеличилось в 100 раз (с 10 до 1000), а количество необходимых проверок для двоичного поиска увеличилось всего в 2,5 раза - с 4 до 10. Если мы дойдем до 10000 элементов , разница будет еще более впечатляющей: 10000 проверок для линейного поиска, и всего 14 проверок для двоичного. И снова: число элементов увеличилось в 1000 раз (с 10 до 10000), а число проверок увеличилось всего в 3,5 раза (с 4 до 14). Сложность алгоритма двоичного поиска логарифмическая , или,если использовать обозначения Big-O, - O(log n) . Почему она так называется? Логарифм - это такая штуковина, обратная возведению в степень. Двоичный логарифм использует для подсчета степени числа 2. Вот, например, у нас есть 10000 элементов, которые нам надо перебрать двоичным поиском.
Сейчас у тебя есть картинка перед глазами, и ты знаешь что для этого нужно максимум 14 проверок. Но что если картинки перед глазами не будет, а тебе нужно посчитать точное число необходимых проверок? Достаточно ответить на простой вопрос: в какую степень надо возвести число 2, чтобы полученный результат был >= числу проверяемых элементов? Для 10000 это будет 14 степень. 2 в 13 степени - это слишком мало (8192) А вот 2 в 14 степени = 16384 , это число удовлетворяет нашему условию (оно >= числу элементов в массиве). Мы нашли логарифм - 14. Столько проверок нам и нужно! :) Алгоритмы и их сложность - тема слишком обширная, чтобы вместить ее в одну лекцию. Но знать ее очень важно: на многих собеседованиях ты получишь алгоритмические задачи. Для теории я могу порекомендовать тебе несколько книг. Начать можно с “видео про Big-O на YouTube. Увидимся на следующих лекциях! :) Срок: 8 января 2010

До указанного срока статья не должна редактироваться другими участниками проекта сайт . По его окончании любой участник вправе исправить данную статью по своему усмотрению и удалить данное предупреждение, выводимое с помощью шаблона {{Задание }}.

См. также методические указания по использованию Ресурса сайт в учебном процессе.

Теория сложности вычислений - раздел теории вычислений, изучающий объем работы, требуемой для решения вычислительной проблемы.

Задача рассматривается как сложная, если решение проблемы требует большого количества ресурсов, независимо от алгоритма, используемого для ее решения. Теория формализует это интуитивное понятие, вводя математические модели вычислений для изучения этих проблем и количественной оценки объема ресурсов, необходимых для их решения, такие как время и используемая память. Возможны и другие меры сложности, такие как: количество сообщений (коммуникационная сложность), число элементов в схеме из функциональных элементов (схемная сложность) и количество процессоров. В частности, теории сложности вычислений определяет практические ограничения на то, что компьютеры могут и что не могут делать.

Тесно связаны с теорий сложности вычислений анализ алгоритмов и теория вычислимости. Основное различие между теорией сложности вычислений и анализом алгоритмов является то, что последняя посвящена анализу объема ресурсов, необходимых определенному алгоритму, чтобы решить проблему, в то время как первая задает вопрос более общего характера о всех возможных алгоритмах, которые могут быть использованы чтобы решить ту же проблему. Более точно, теория сложности вычислений пытается классифицировать проблемы, которые могут или не могут быть решены надлежащим количеством ограниченных ресурсов. В свою очередь, введение ограничений на имеющиеся ресурсы - это то, что отличает теорию сложности вычислений от теории вычислимости: последняя спрашивает какие проблемы могут быть решены в принципе алгоритмически, не ограничивая вычислительные ресурсы.

Вычислительные проблемы

Экземпляры задач

Вычислительные проблемы(задачи) можно рассматривать как бесконечный набор пар: (экземпляр задачи, решение для данного экземпляра). Входной строкой для вычислительной проблемы является строка, описывающая экземпляр задачи. Выходная строка для вычислительной проблемы - описание решения для экземпляра задачи, описанного входной строкой. Например, проблема распознавания простоты числа: экземпляр задачи - число, для которого следует определить простое оно или нет, решение - строка «да», если это число простое и «нет» в противном случае. Теория сложности вычислений рассматривает только массовые задачи, т.е. требование о бесконечности набора экземпляров задач обязательно.

Представление задачи

При рассмотрении вычислительных задач описанием экземпляра задачи является строка над алфавитом. Как правило, алфавит берется бинарным(т. е. множество {0,1}). Различные математические объекты должны быть соответствующим образом закодированы. Так, например, целые числа могут быть представлены в двоичной системе счисления, и графы могут быть закодированы непосредственно через их матрицы смежности или через их кодирование списков смежности в двоичной системе.

Задачи распознавания

Задачи распознавания является одним из центральных объектов исследования в теории сложности вычислений. Задача распознавания является особым типом вычислительных проблемы, ответом на которую является либо "да" или "нет"(1 или 0). Задачу распознавания можно сформулировать в виде задачи принадлежности входной строки к некоторому подмножеству (языку) множества всех входных строк. Входная строка проблемы принадлежит соответствующему языку тогда и только тогда, когда ответом на эту строку является «да». Таким образом задача распознавания - это задача распознавания принадлежности входной строку к некоторому языку.

Пример задачи распознавания. Входная строка: описание произвольного графа. Проблема состоит в решении вопроса связен ли данный граф или нет. Язык связных графов - это множество описаний всех связных графов. Для получения точного определения этого языка, нужно решить, как графы кодируются как бинарных строки.

Задачи поиска

Задачей поиска является вычислительная задача, где выходное значение является более сложным, чем в задаче распознавания (то есть, это не просто «да» или «нет»).

Примером задачи поиска является задача коммивояжера. Задача коммивояжёра (коммивояжёр - бродячий торговец) является одной из самых известных задач комбинаторной оптимизации. Задача заключается в отыскании самого выгодного маршрута, проходящего через указанные города хотя бы по одному разу с последующим возвратом в исходный город. В условиях задачи указываются критерий выгодности маршрута (кратчайший, самый дешёвый, совокупный критерий и т. п.) и соответствующие матрицы расстояний, стоимости и т. п. Как правило, указывается, что маршрут должен проходить через каждый город только один раз - в таком случае выбор осуществляется среди гамильтоновых циклов. Входная строка: описание взвешенного (т.е. с числовыми пометками на ребрах) графа. Выходная строка - описание оптимального маршрута коммивояжёра.

Существует парная зависимость между задачами распознавания и задачами поиска. Задачу поиска можно сформулировать в качестве задачи распознавания. Например, для задачи поиска «умножение двух чисел», соответствующая парная задача распознавания может быть представлена как множество троек (A, B, C) таких, что отношения A × B = C выполнено.

Измерение сложности

Теория сложности вычислений возникла из потребности сравнивать быстродействие алгоритмов, чётко описывать их поведение (время исполнения, объём необходимой памяти и т.д.) в зависимости от размера входа и выхода.

Количество элементарных операций, затраченных алгоритмом для решения конкретного экземпляра задачи, зависит не только от размера входных данных, но и от самих данных. Например, количество операций алгоритма сортировки вставками значительно меньше в случае, если входные данные уже отсортированы. Чтобы избежать подобных трудностей, рассматривают понятие временной сложности алгоритма в худшем случае.

Временная сложность алгоритма (в худшем случае) - это функция размера входных и выходных данных, равная максимальному количеству элементарных операций, проделываемых алгоритмом для решения экземпляра задачи указанного размера. В задачах, где размер выхода не превосходит или пропорционален размеру входа, можно рассматривать временную сложность как функцию размера только входных данных.

Аналогично понятию временной сложности в худшем случае определяется понятие временная сложность алгоритма в наилучшем случае. Также рассматривают понятие среднее время работы алгоритма, то есть математическое ожидание времени работы алгоритма. Иногда говорят просто: «Временная сложность алгоритма» или «Время работы алгоритма», имея в виду временную сложность алгоритма в худшем, наилучшем или среднем случае (в зависимости от контекста).

По аналогии с временной сложностью, определяют пространственную сложность алгоритма, только здесь говорят не о количестве элементарных операций, а об объёме используемой памяти.

Несмотря на то, что функция временной сложности алгоритма в некоторых случаях может быть определена точно, в большинстве случаев искать точное её значение бессмысленно. Дело в том, что во-первых, точное значение временной сложности зависит от определения элементарных операций (например, сложность можно измерять в количестве арифметических операций или операций на машине Тьюринга), а во-вторых, при увеличении размера входных данных вклад постоянных множителей и слагаемых низших порядков, фигурирующих в выражении для точного времени работы, становится крайне незначительным.

Рассмотрение входных данных большого размера и оценка порядка роста времени работы алгоритма приводят к понятию асимптотической сложности алгоритма. При этом алгоритм с меньшей асимптотической сложностью является более эффективным для всех входных данных, за исключением лишь, возможно, данных малого размера.

Сложность определяется исходя из вычислительной модели, в которой проводят вычисления.

Вычислительные модели

Существует множество различных моделей вычислений: машина Поста, машина Минского, лямбда-исчисление, частично рекурсивные функции, нормальные алгоритмы Маркова, машины с произольным доступом к памяти (RAM машины) и др. Упомянем лишь наиболее популярную вычислительную модель - машину Тьюринга.

Машина Тьюринга

Маши́на Тью́ринга (МТ) - абстрактный исполнитель (абстрактная вычислительная машина). Была предложена Аланом Тьюрингом в 1936 году для формализации понятия алгоритма.

Машина Тьюринга является расширением конечного автомата и, согласно тезису Чёрча - Тьюринга, способна имитировать все другие исполнители (с помощью задания правил перехода), каким-либо образом реализующие процесс пошагового вычисления, в котором каждый шаг вычисления достаточно элементарен.

В состав машины Тьюринга входит бесконечная в обе стороны лента (возможны машины Тьюринга, которые имеют несколько бесконечных лент), разделённая на ячейки, и управляющее устройство, способное находиться в одном из множества состояний. Число возможных состояний управляющего устройства конечно и точно задано.

Управляющее устройство может перемещаться влево и вправо по ленте, читать и записывать в ячейки ленты символы некоторого конечного алфавита. Выделяется особый пустой символ, заполняющий все клетки ленты, кроме тех из них (конечного числа), на которых записаны входные данные.

Управляющее устройство работает согласно правилам перехода, которые представляют алгоритм, реализуемый данной машиной Тьюринга. Каждое правило перехода предписывает машине, в зависимости от текущего состояния и наблюдаемого в текущей клетке символа, записать в эту клетку новый символ, перейти в новое состояние и переместиться на одну клетку влево или вправо. Некоторые состояния машины Тьюринга могут быть помечены как терминальные, и переход в любое из них означает конец работы, остановку алгоритма.

Машина Тьюринга называется детерминированной, если каждой комбинации состояния и ленточного символа в таблице соответствует не более одного правила. Если существует пара (ленточный символ - состояние), для которой существует 2 и более команд, такая машина Тьюринга называется недетерминированной.

Модель машины Тьюринга допускает различные расширения. Можно рассматривать машины Тьюринга с произвольным числом лент и многомерными лентами с различными ограничениями; машины, использующие источник случайности.

Машина Тьюринга является одной из основных моделей вычисления в теории сложности.

Классы сложности

Классами сложности называются множества вычислительных задач, примерно одинаковых по сложности вычисления. Существуют классы сложности языков и функциональные классы сложности. Класс сложности языков - это множество предикатов (функций, получающих на вход слово и возвращающих ответ 0 или 1), использующих для вычисления примерно одинаковые количества ресурсов. Понятие функционального класса сложности аналогично, за исключением того, что это не множество предикатов, а множество функций. В теории сложности, по умолчанию, класс сложности - это класс сложности языков. Типичное определение класса сложности выглядит так:

Классом сложности X называется множество предикатов P(x), вычислимых на машинах Тьюринга и использующих для вычисления O(f(n)) ресурса, где n - длина слова x.

В качестве ресурсов обычно берутся время вычисления (количество рабочих тактов машины Тьюринга) или рабочая зона (количество использованных ячеек на ленте во время работы). Языки, распознаваемые предикатами из некоторого класса (то есть множества слов, на которых предикат возвращает 1), также называются принадлежащими тому же классу.

Кроме того, многие классы могут также быть описаны в терминах математической логики или теории игр.

Классы принято обозначать прописными буквами. Дополнение к классу C (то есть класс языков, дополнения которых принадлежат C) обозначается co-C.

Для каждого класса существует категория задач, которые являются «самыми сложными». Это означает, что любая задача из класса сводится к такой задаче, и притом сама задача лежит в классе. Такие задачи называют полными задачами для данного класса.

Класс P

Класс P (от англ. polynomial) - множество задач распознавания, которые могут быть решены на детерминированной машине Тьюринга за полиномиальное от длины входа время. Аналогично, для задач поиска определяется класс FP (от англ. functional polynomial).

Более формально, рассмотрим детерминированные машины Тьюринга, которые вычисляют ответ по данному на входную ленту слову из входного алфавита . Временем работы машины Тьюринга при фиксированном входном слове x называется количество рабочих тактов машины Тьюринга от начала до остановки машины. Сложностью функции , вычисляемой некоторой машиной Тьюринга, называется функция , зависящая от длины входного слова и равная максимуму времени работы машины по всем входным словам фиксированной длины:

.

Если для функции f существует машина Тьюринга M такая, что для некоторого числа c и достаточно больших n , то говорят, что она принадлежит классу FP, или полиномиальна по времени.

Класс P является одним из фундаментальных в теории сложности вычислений.

Класс NP

Классом NP (от англ. non-deterministic polynomial) называют множество задач распознавания, время решения которых существенно зависит от размера входных данных; в то же время, существует алгоритм, который, получив наряду с описанием входных значений, некоторые дополнительные сведения (свидетеля решения), может достаточно быстро (за время, не превосходящее полинома от размера данных) решить задачу.

Более формально, язык L называется принадлежащим классу NP, если существуют двуместный предикат R(x, y) из класса P (т.е. вычислимый за полиномиальное время) и многочлен p такие, что для всякого слова x длины n условие «x принадлежит L» равносильно условию «найдётся y длины меньше p(n) такой, что верно R(x, y)». Слово y называется свидетелем принадлежности x языку L. Таким образом, если у нас есть слово, принадлежащее языку, и ещё одно слово-свидетель ограниченной длины (которое бывает трудно найти), то мы быстро сможем удостовериться в том, что x действительно принадлежит L. Всякую задачу, принадлежащую NP, можно решить за экспоненциальное время перебором всех возможных свидетелей длины меньше p(n).

Пример задачи из NP: задача распознавания «Существование целочисленного решения системы линейных неравенств». Свидетель - решение системы неравенств. За полиномиальное время легко проверить, что решение-свидетель подходит.

Класс NP включает в себя класс P.

Открытые проблемы

В теории сложности вычислений существует множество нерешенных проблем, в основном они касаются вопросов разделения или вложенности тех или иных классов сложности. Одним из таких вопросов является проблема равенства классов P и NP.

Проблема равенства классов P и NP

В конечном счете проблема равенства классов P и NP состоит в следующем: если положительный ответ на какой-то вопрос можно быстро проверить (за полиномиальное время), то правда ли, что ответ на этот вопрос можно быстро найти (за полиномиальное время)?

Из определения классов P и NP сразу вытекает следствие: . Однако до сих пор ничего не известно о строгости этого включения, т.е. существует ли алгоритм, лежащий в NP, но не лежащий в P. Если такого алгоритма не существует, то все задачи, принадлежащие классу NP, можно будет решать за полиномиальное время, что сулит огромную выгоду с вычислительной точки зрения. Сейчас самые сложные NP-задачи (так называемые NP-полные задачи) можно решить за экспоненциальное время, что почти всегда неприемлемо.

Вопрос о равенстве этих двух классов считается одной из самых сложных открытых проблем в области теоретической информатики. В настоящее время большинство математиков считают, что эти классы не равны. Математический институт Клэя включил эту проблему в список проблем тысячелетия, предложив награду размером в один миллион долларов США за её решение.

Литература

  1. Гери М. , Джонсон Д. Вычислительные машины и труднорешаемые задачи. Издательство Мир в 1982 году. - 420 с. Монография американских ученых посвящена решению сложных (в том числе и NP-трудных) комбинаторных задач, возникающих в дискретной оптимизации, математическом программировании, алгебре, теории автоматов с примерами.
  2. Кормен, Томас Х.; Лейзерсон, Чарльз И.; Ривест, Рональд Л.; Штайн, Клифорд Алгоритмы: построение и анализ, 2-е издание = Introduction to Algorithms second edition. - М.: «Вильямс», 2005. -
Обозначение Интуитивное объяснение Определение
f ограничена сверху функцией g style="max-width: 98%; height: auto; width: auto;" src="/pictures/wiki/files/101/eebfe73c29ff3f9bc886d263bd3e91f3.png" border="0"> или style="max-width: 98%; height: auto; width: auto;" src="/pictures/wiki/files/100/d96907f9d7419a7e0c74e4089c35c35e.png" border="0">
f ограничена снизу функцией g (с точностью до постоянного множителя) асимптотически style="max-width: 98%; height: auto; width: auto;" src="/pictures/wiki/files/48/0fda981f377ae7b8d361f58ce148c173.png" border="0">
f ограничена снизу и сверху функцией g асимптотически 0), n_0: \forall (n>n_0) \; |Cg(n)|
g доминирует над f асимптотически style="max-width: 98%; height: auto; width: auto;" src="/pictures/wiki/files/49/176ce786e936badb831a0bb87f25249d.png" border="0">
f доминирует над g асимптотически style="max-width: 98%; height: auto; width: auto;" src="/pictures/wiki/files/53/554bc3f42cfa6d0638722e58e4a99d8b.png" border="0">
f эквивалентна g асимптотически

Примеры

Замечания

Необходимо подчеркнуть, что степень роста наихудшего времени выполнения - не единственный или самый важный критерий оценки алгоритмов и программ. Приведем несколько соображений, позволяющих посмотреть на критерий времени выполнения с других точек зрения:

Если решение некоторой задачи для n-вершинного графа при одном алгоритме занимает время (число шагов) порядка n C , а при другом - порядка n+n!/C, где C - постоянное число, то согласно «полиномиальной идеологии» первый алгоритм практически эффективен, а второй - нет, хотя, например, при С=10 (10 10) дело обстоит как раз наоборот.

  1. Эффективные, но сложные алгоритмы могут быть нежелательными, если готовые программы будут поддерживать лица, не участвующие в написании этих программ. Будем надеяться, что принципиальные моменты технологии создания эффективных алгоритмов широко известны, и достаточно сложные алгоритмы свободно применяются на практике. Однако необходимо предусмотреть возможность того, что эффективные, но «хитрые» алгоритмы не будут востребованы из-за их сложности и трудностей, возникающих при попытке в них разобраться.
  2. Известно несколько примеров, когда эффективные алгоритмы требуют таких больших объемов машинной памяти (без возможности использования более медленных внешних средств хранения), что этот фактор сводит на нет преимущество «эффективности» алгоритма.
  3. В численных алгоритмах точность и устойчивость алгоритмов не менее важны, чем их временная эффективность.

Классы сложности

Класс сложности - это множество задач распознавания, для решения которых существуют алгоритмы, схожие по вычислительной сложности. Два важных представителя:

Класс P

Проблема равенства классов P и NP

Знаменитые ученые

  • Леонид Левин
  • Александр Разборов
  • Эди Шеймир

См. также

Ссылки

  • Юрий Лифшиц «Современные задачи теоретической информатики » . Курс лекций по алгоритмам для NP-трудных задач.
  • А. А. Разборов Theoretical Computer Science: взгляд математика // Компьютерра . - 2001. - № 2. (альтернативная ссылка)
  • А. А. Разборов О сложности вычислений // Математическое просвещение . - МЦНМО , 1999. - № 3. - С. 127-141.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Временная сложность алгоритма" в других словарях:

    временная сложность (алгоритма) - — Тематики защита информации EN time complexity … Справочник технического переводчика

    СЛОЖНОСТЬ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - совокупность объективных факторов, влияющих на качество и продолжительность выполнения человеком требуемых функций в СЧМ. С. о. д. разделяется на несколько видов, каждый из которых характеризуется совокупностью факторов, определенным образом… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Вычислений функция, дающая числовую оценку трудности (громоздкости) процессов применения алгоритма к исходным данным. Уточнением А. с. вычислений служит понятие сигнализирующей функции (или просто сигнализирующей) функции, к рая задается… … Математическая энциклопедия

    В информатике и теории алгоритмов вычислительная сложность алгоритма это функция, определяющая зависимость объёма работы, выполняемой некоторым алгоритмом, от размера входных данных. Раздел, изучающий вычислительную сложность, называется теорией… … Википедия

    В информатике, теория сложности вычислений является разделом теории вычислений, изучающим стоимость работы, требуемой для решения вычислительной проблемы. Стоимость обычно измеряется абстрактными понятиями времени и пространства, называемыми… … Википедия

    Это алгоритм для упорядочения элементов в списке. В случае, когда элемент списка имеет несколько полей, поле, служащее критерием порядка, называется ключом сортировки. На практике в качестве ключа часто выступает число, а в остальных полях… … Википедия

    Алгоритм сортировки это алгоритм для упорядочения элементов в списке. В случае, когда элемент списка имеет несколько полей, поле, служащее критерием порядка, называется ключом сортировки. На практике в качестве ключа часто выступает число, а в… … Википедия

    - (GM) криптографическая система с открытым ключом, разработанная Шафи Голдвассером и Сильвио Микали в 1982 году. GM является первой схемой вероятностного шифрования с открытым ключом, доказуемо стойкая при стандартных криптографических… … Википедия Подробнее


Для решения одной и той же задачи часто можно придумать более одного алгоритма. В связи с чем, возникает вопрос: какой из алгоритмов “лучше”?

В большинстве случаев, “лучше”, видимо, такой алгоритм, который на тех же входных данных приходит к решению задачи, потребляя меньшее количество вычислительных ресурсов (памяти и времени). Это, конечно, нестрогое рассуждение. Для более строгого рассуждения введем несколько понятий.

Вычислительный процесс алгоритма это последовательность шагов, пройденная при исполнении алгоритма для некоторых входных данных.

Важно понимать разницу между самим алгоритмом и вычислительным процессом, порождаемым этим алгоритмом. Первый является только описанием второго.

Временна́я сложность алгоритма это время \(T\) , необходимое для завершения вычислительного процесса алгоритма для некоторых входных данных.

Ясно, что время выполнения зависит от конкретного исполнителя. Скажем, электронный калькулятор и суперкомпьютер, вероятно, будут выполнять один и тот же алгоритм разное время.

Однако можно время \(T\) выразить через количество элементарных действий \(k\) и среднее время выполнения элементарного действия \(t\) :

При этом, \(k\) является свойством самого алгоритма, а \(t\) – свойством исполнителя.

Ввиду того, что \(t\) можно считать константой для данного исполнителя, обычно сложность алгоритмов оценивается с точностью до константного множителя. Другими словами, сложность алгоритма оценивается порядком роста .

Порядок роста положительно-определенная функция \(g(x)\) имеет порядок роста \(f(x)\) (записывается \(g(x)=\mathcal{O}(f(x))\) ), если \(\exists c>0: \: \forall x>x_0, \, g(x) \leq c f(x)\) .

В зависимости от входных данных, алгоритм может выполняться различное время. Обычно оценивается средняя сложность и сложность в худшем случае . Так же есть зависимость от количества входных данных \(n\) . Обычно оценивается именно порядок роста от \(n\) .

Так, например, чтение данных и сохранение их в памяти в виде массива будет иметь сложность \(\mathcal{O}(n)\) , или линейную сложность , а умножение матриц уже кубическую \(\mathcal{O}(n^3)\) .

Кроме времмено́й сложности алгоритма, важной оказывается так же пространственная сложность алгоритма.

Пространственная сложность алгоритма это количество дополнительной памяти \(S\) , которое алгоритм требует для работы. Память \(D\) , необходимая для хранения входных данных, не включается в \(S\) .

\(S\) в общем случае тоже зависит от исполнительного устройства. Скажем, если два исполнительных устройства поддерживают целые длинной 4 и 8 байт соответственно, то пространственная сложность алгоритма на 8-байтных целых будет вдвое больше, чем на 4-байтных целых. Поэтому пространственная сложность оценивается так же порядком роста.

Классы сложности алгоритмов

Выделяются определенные классы сложности : это категории, которые имеют схожую сложность.

Выделяют следующие основные классы сложности:

DTIME Машина Тьюринга находит решение задачи за конечное время (количество шагов). Часто уточняется асимптотика алгоритма, так, скажем, если порядок роста времени работы \(T(n) = \mathcal{O}(f(n))\) , то указывают \(DTIME(f(n))\) . P Машина Тьюринга находит решение задачи за полиномиальное время (количество шагов), т.е. \(T(n) = \mathcal{O}(n^k)\) , где \(k\in \mathbb{N}\) . \(P=DTIME(n^k)\) EXPTIME Машина Тьюринга находит решение задачи за экспоненциальное время (количество шагов), т.е. \(T(n) = \mathcal{O}(2^{n^k})\) , где \(k\in \mathbb{N}\) . \(EXPTIME=DTIME(2^{n^k})\) . DSPACE Машина Тьюринга находит решение задачи, используя конечное количество дополнительной памяти (ячеек). Часто уточняется асимптотика алгоритма, так, скажем, если порядок роста потребления памяти \(S(n) = \mathcal{O}(f(n))\) , то указывают \(DSPACE(f(n))\) . L Машина Тьюринга находит решение задачи c логарифмической пространственной сложностью, то есть \(S(n) = \mathcal{O}(\log n)\) . \(L=DSPACE(\log n)\) . PSPACE Машина Тьюринга находит решение задачи c полиномиальной пространственной сложностью, то есть \(S(n) = \mathcal{O}(n^k)\) , где \(k\in \mathbb{N}\) . \(PSPACE=DSPACE(n^k)\) . EXPSPACE Машина Тьюринга находит решение задачи c экспоненциальной пространственной сложностью, то есть \(S(n) = \mathcal{O}(2^{n^k})\) , где \(k\in \mathbb{N}\) . \(EXPSPACE=DSPACE(2^{n^k})\) .

Кроме того, существуют теоретические классы сложности, которые оперируют понятием недетерменированной машины Тьюринга (НМТ). Их определения совпадают с вышеприведенными, с заменой машины Тьюринга на НМТ, а названия имеют префикс N (например NP), кроме NTIME и NSPACE, где D заменяется на N.

НМТ – это чисто теоретическое построение, которое по принципам действия аналогично МТ, с тем отличием, что для каждого из состояний может быть несколько возможных действий. При этом, НМТ всегда выбирает из возможных действий то, которое приводит к решению за минимально возможное число шагов. Эквивалентно, НМТ производит вычисления всех ветвей и выбирает ту ветвь, которая приводит к решению за минимально возможно число шагов.

Иногда можно услышать, что квантовые компьютеры являются реализацией НМТ. Хотя это может казаться верным в некоторых случаях, в общем случае НМТ является более мощной системой, чем квантовый компьютер.

Известно, что \(P \subseteq NP \subseteq PSPACE \subseteq EXPTIME \subseteq NEXPTIME \subseteq EXPSPACE\)

Кроме того, \(P \subsetneq EXPTIME\) , \(NP \subsetneq NEXPTIME\) , \(PSPACE \subsetneq EXPSPACE\)

Так же известно, что если \(P = NP\) , то \(EXPTIME = NEXPTIME\) .

Вопрос равенства P и NP является одним из главных нерешенных вопросов современной информатики.

Примеры алгоритмов

Приведем несколько примеров простых алгоритмов и рассмотрим их сложность.

Возведение в целую степень

Этот алгоритм был описан в Древней Индии еще до нашей эры и используется для вычисления натуральной степени \(n\) вещественного числа \(x\)

  1. Записать \(n\) в двоичной системе счисления
  2. Заменить в этой записи каждую из 1 парой букв КХ, а каждый 0 – буквой К
  3. Вычеркнуть крайнюю левую пару КХ
  4. Читая полученную строку слева направо, встречая букву К возвести результат в квадрат, а встречая букву X – умножить результат на x. В начале результат равен x.

В этом алгоритме, мы имеем число операций умножения, равное количеству цифр в двоичном представлении \(n\) в лучшем случае, и \(2(n-1)\) в худшем случае. В любом случае, временная сложность .

Дополнительной памяти в эффективной реализации алгоритма практически не требуется, и она не зависит от входных данных, поэтому пространственная сложность \(S(n) = \mathcal{O}(1)\) .

Следует заметить, что существуют более эффективные алгоритмы. Однако по сравнению с “наивной” реализацией, требующей \(\mathcal{O}(n)\) операций умножения, этот алгоритм сравнительно эффективен.

Умножение целых

Этот алгоритм умножения называют иногда русским или крестьянским, хотя он был известен еще в Древнем Египте.

Первый множитель последовательно умножается на два, а второй – делится нацело на 2. Результаты записываются в два столбика, пока во втором не получится 1.

Результатом умножения является сумма чисел первого столбика, напротив которых стоят нечетные числа во втором столбике.

Поскольку целочисленное деление и умножение на 2 можно реализовать сдвигом, этот алгоритм дает \(2 \log_2 n\) операций сдвига, где \(n\) – меньшее из двух чисел. В худшем случае так же получается \(\log_2 n - 1\) операций сложения. В любом случае, временная сложность \(T(n) = \mathcal{O}(\log n)\) .

Для эффективной реализации алгоритма, дополнительной памяти практически не требуется, и она не зависит от входных данных, поэтому \(S(n) = \mathcal{O}(1)\)

Опять же, следует заметить, что существуют более эффективные алгоритмы. Однако по сравнению с “наивной” реализацией, требующей \(\mathcal{O}(n)\) операций сложения, этот алгоритм сравнительно эффективен.

Пример

Умножение 23 на 43.

Возьмем 23 в качестве второго множителя.

43 23 нечетное
86 11 нечетное
172 5 нечетное
344 2
688 1 нечетное

Результат \(43+86+172+688 = 989\)

Получили 10 операций сдвига и 4 операции сложения. Для справки, \(\log_2(23) \approx 4.52\) .

Постоянное время

Говорят, что алгоритм является алгоритмом постоянного времени (записывается как время O(1) ), если значение T (n ) ограничено значением, не зависящим от размера входа. Например, получение одного элемента в массиве занимает постоянное время, поскольку выполняется единственная команда для его обнаружения. Однако нахождение минимального значения в несортированном массиве не является операцией с постоянным временем, поскольку мы должны просмотреть каждый элемент массива. Таким образом, эта операция занимает линейное время, O(n). Если число элементов известно заранее и не меняется, о таком алгоритме можно говорить как об алгоритме постоянного времени.

Несмотря на название "постоянное время", время работы не обязательно должно быть независимым от размеров задачи, но верхняя граница времени работы не должна зависеть. Например, задача "обменять значения a и b , если необходимо, чтобы в результате получили a b ", считается задачей постоянного времени, хотя время работы алгоритма может зависеть от того, выполняется ли уже неравенство a b или нет. Однако существует некая константа t , для которой время выполнения задачи всегда не превосходит t .

Ниже приведены некоторые примеры кода, работающие за постоянное время:

Int index = 5; int item = list; if (условие верно) then else выполнить некоторые операции с постоянным временем работы for i = 1 to 100 for j = 1 to 200 выполнить некоторые операции с постоянным временем работы

Если T (n ) равен O(некоторое постоянное значение ), это эквивалентно T (n ) равно O(1).

Логарифмическое время

логарифмическое время , если T (n ) = O(log n ) . Поскольку в компьютерах принята двоичная система счисления , в качестве базы логарифма используется 2 (то есть, log 2 n ). Однако при замене базы логарифмы log a n и log b n отличаются лишь на постоянный множитель, который в записи O-большое отбрасывается. Таким образом, O(log n ) является стандартной записью для алгоритмов логарифмического времени независимо от базы логарифма.

Алгоритмы, работающие за логарифмическое время, обычно встречаются при операциях с двоичными деревьями или при использовании двоичного поиска .

O(log n) алгоритмы считаются высокоэффективными, поскольку время выполнения операции в пересчёте на один элемент уменьшается с увеличением числа элементов.

Очень простой пример такого алгоритма - деление строки пополам, вторая половина опять делится пополам, и так далее. Это занимает время O(log n) (где n - длина строки, мы здесь полагаем, что console.log и str.substring занимают постоянное время). Это означает, что для увеличения числа печатей необходимо удвоить длину строки.

// Функция для рекурсивной печати правой половины строки var right = function (str ) { var length = str . length ; // вспомогательная функция var help = function (index ) { // Рекурсия: печатаем правую половину if (index < length ) { // Печатаем символы от index до конца строки console . log (str . substring (index , length )); // рекурсивный вызов: вызываем вспомогательную функцию с правой частью help (Math . ceil ((length + index ) / 2 )); } } help (0 ); }

Полилогарифмическое время

Говорят, что алгоритм выполняется за полилогарифмическое время , если T (n ) = O((log n ) k ), для некоторого k . Например, задача о порядке перемножения матриц может быть решена за полилогарифмическое время на параллельной РАМ-машине .

Сублинейное время

Говорят, что алгоритм выполняется за сублинейное время , если T (n ) = o(n ). В частности, сюда включаются алгоритмы с временной сложностью, перечисленные выше, как и другие, например, поиск Гровера со сложностью O(n ½).

Типичные алгоритмы, которые, являясь точными, всё же работают за сублинейное время, используют распараллеливание процессов (как это делают алгоритм NC 1 вычисления определителя матрицы), неклассические вычисления (как в поиске Гровера) или имеют гарантированное предположение о струтуре входа (как работающие за логарифмическое время, алгоритмы двоичного поиска и многие алгоритмы обработки деревьев). Однако формальные конструкции , такие как множество всех строк, имеющие бит 1 в позиции, определяемой первыми log(n) битами строки, могут зависеть от каждого бита входа, но, всё же, оставаться сублинейными по времени.

Термин алгоритм с сублинейным временем работы обычно используется для алгоритмов, которые, в отличие от приведённых выше примеров, работают на обычных последовательных моделях машин и не предполагают априорных знаний о структуре входа . Однако для них допускается применение вероятностных методов и даже более того, алгоритмы должны быть вероятностными для большинства тривиальных задач.

Поскольку такой алгоритм обязан давать ответ без полного чтения входных данных, он в очень сильной степени зависит от способов доступа, разрешённых во входном потоке. Обычно для потока, представляющего собой битовую строку b 1 ,...,b k , предполагается, что алгоритм может за время O(1) запросить значение b i для любого i .

Алгоритмы сублинейного времени, как правило, вероятностны и дают лишь аппроксимированное решение. Алгоритмы сублинейного времени выполнения возникают естественным образом при исследовании проверки свойств .

Линейное время

линейное время , или O(n ) , если его сложность равна O(n ). Неформально, это означает, что для достаточно большого размера входных данных время работы увеличивается линейно от размера входа. Например, процедура, суммирующая все элементы списка, требует время, пропорциональное длине списка. Это описание не вполне точно, поскольку время работы может существенно отличаться от точной пропорциональности, особенно для малых значений n .

Линейное время часто рассматривается как желательный атрибут алгоритма . Было проведено много исследований для создания алгоритмов с (почти) линейным временем работы или лучшим. Эти исследования включали как программные, так и аппаратные подходы. В случае аппаратного исполнения некоторые алгоритмы, которые, с математической точки зрения, никогда не могут достичь линейного времени исполнения в стандартных моделях вычислений , могут работать за линейное время. Существуют некоторые аппаратные технологии, которые используют параллельность для достижения такой цели. Примером служит ассоциативная память . Эта концепция линейного времени используется в алгоритмах сравнения строк, таких как алгоритм Бойера - Мура и алгоритм Укконена .

Квазилинейное время

Говорят, что алгоритм работает за квазилинейное время, если T (n ) = O(n log k n ) для некоторой константы k . Линейно-логарифмическое время является частным случаем с k = 1 . При использовании обозначения слабое-O эти алгоритмы являются Õ(n ). Алгоритмы квазилинейного времени являются также o(n 1+ε) для любого ε > 0 и работают быстрее любого полинома от n

Алгоритмы, работающие за квазилинейное время, вдобавок к линейно-логарифмическим алгоритмам, упомянутым выше, включают:

  • Сортировка слиянием на месте , O(n log 2 n )
  • Быстрая сортировка , O(n log n ), в вероятностной версии имеет линейно-логарифмическое время выполнения в худшем случае. Невероятностная версия имеет линейно-логарифмическое время работы только для измерения сложности в среднем.
  • Пирамидальная сортировка , O(n log n ), сортировка слиянием , introsort , бинарная сортировка с помощью дерева, плавная сортировка , пасьянсная сортировка , и т.д. в худшем случае
  • Быстрые преобразования Фурье , O(n log n )
  • Вычисление матриц Монжа , O(n log n )

Линейно-логарифмическое время

Линейно-логарифмическое является частным случаем квазилинейного времени с показателем k = 1 на логарифмическом члене.

Линейно-логарифмическая функция - это функция вида n log n (т.е. произведение линейного и логарифмического членов). Говорят, что алгоритм работает за линейно-логарифмическое время , если T (n ) = O(n log n ) . Таким образом, линейно-логарифмический элемент растёт быстрее, чем линейный член, но медленнее, чем любой многочлен от n со степенью, строго большей 1.

Во многих случаях время работы n log n является просто результатом выполнения операции Θ(log n ) n раз. Например, сортировка с помощью двоичного дерева создаёт двоичное дерево путём вставки каждого элемента в массив размером n один за другим. Поскольку операция вставки в сбалансированное бинарное дерево поиска занимает время O(log n ), общее время выполнения алгоритма будет линейно-логарифмическим.

Сортировки сравнением требуют по меньшей мере линейно-логарифмического числа сравнений для наихудшего случая, поскольку log(n !) = Θ(n log n ) по формуле Стирлинга . То же время выполнения зачастую возникает из рекуррентного уравнения T (n ) = 2 T (n /2) + O(n ).

Подквадратичное время

Некоторые примеры алгоритмов полиномиального времени:

Строго и слабо полиномиальное время

В некоторых контекстах, особенно в оптимизации , различают алгоритмы со строгим полиномиальным временем и слабо полиномиальным временем . Эти две концепции относятся только ко входным данным, состоящим из целых чисел.

Строго полиномиальное время определяется в арифметической модели вычислений. В этой модели базовые арифметические операции (сложение, вычитание, умножение, деление и сравнение) берутся за единицы выполнения, независимо от длины операндов. Алгоритм работает в строго полиномиальное время, если

  1. число операций в арифметической модели вычислений ограничено многочленом от числа целых во входном потоке, и
  2. память, используемая алгоритмом, ограничена многочленом от размеров входа.

Любой алгоритм с этими двумя свойствами можно привести к алгоритму полиномиального времени путём замены арифметических операций на соответствующие алгоритмы выполнения арифметических операций на машине Тьюринга . Если второе из вышеприведённых требований не выполняется, это больше не будет верно. Если задано целое число (которое занимает память, пропорциональную n в машине Тьюринга), можно вычислить с помощью n операций, используя повторное возведение в степень . Однако память, используемая для представления 2 2 n {\displaystyle 2^{2^{n}}} , пропорциональна 2 n {\displaystyle 2^{n}} , и она скорее экспоненционально, чем полиномиально, зависит от памяти, используемой для входа. Отсюда - невозможно выполнить эти вычисления за полиномиальное время на машине Тьюринга, но можно выполнить за полиномиальное число арифметических операций.

Обратно - существуют алгоритмы, которые работают за число шагов машины Тьюринга, ограниченных полиномиальной длиной бинарно закодированного входа, но не работают за число арифметических операций, ограниченное многочленом от количества чисел на входе. Алгоритм Евклида для вычисления наибольшего общего делителя двух целых чисел является одним из примеров. Для двух целых чисел a {\displaystyle a} и b {\displaystyle b} время работы алгоритма ограничено O ((log ⁡ a + log ⁡ b) 2) {\displaystyle O((\log \ a+\log \ b)^{2})} шагам машины Тьюринга. Это число является многочленом от размера бинарного представления чисел a {\displaystyle a} и b {\displaystyle b} , что грубо можно представить как log ⁡ a + log ⁡ b {\displaystyle \log \ a+\log \ b} . В то же самое время число арифметических операций нельзя ограничить числом целых во входе (что в данном случае является константой - имеется только два числа во входе). Ввиду этого замечания алгоритм не работает в строго полиномиальное время. Реальное время работы алгоритма зависит от величин a {\displaystyle a} и b {\displaystyle b} , а не только от числа целых чисел во входе.

Если алгоритм работает за полиномиальное время, но не за строго полиномиальное время, говорят, что он работает за слабо полиномиальное время . Хорошо известным примером задачи, для которой известен слабо полиномиальный алгоритм, но не известен строго полиномиальный алгоритм, является линейное программирование . Слабо полиномиальное время не следует путать с псевдополиномиальным временем .

Классы сложности

Концепция полиномиального времени приводит к нескольким классам сложности в теории сложности вычислений. Некоторые важные классы, определяемые с помощью полиномиального времени, приведены ниже.

  • : Класс сложности задач разрешимости , которые могут быть решены в детерминированной машине Тьюринга за полиномиальное время.
  • : Класс сложности задач разрешимости, которые могут быть решены в недетерминированной машине Тьюринга за полиномиальное время.
  • ZPP : Класс сложности задач разрешимости, которые могут быть решены с нулевой ошибкой в вероятностной машине Тьюринга за полиномиальное время.
  • : Класс сложности задач разрешимости, которые могут быть решены с односторонними ошибками в вероятностной машине Тьюринга за полиномиальное время.
  • BPP вероятностной машине Тьюринга за полиномиальное время.
  • BQP : Класс сложности задач разрешимости, которые могут быть решены с двусторонними ошибками в квантовой машине Тьюринга за полиномиальное время.

P является наименьшим классом временной сложности на детерминированной машине, которая является устойчивой в терминах изменения модели машины. (Например, переход от одноленточной машины Тьюринга к мультиленточной может привести к квадратичному ускорению, но любой алгоритм, работающий за полиномиальное время на одной модели, будет работать за полиномиальное время на другой.)

Суперполиномиальное время

Говорят, что алгоритм работает за суперполиномиальное время , если T (n ) не ограничен сверху полиномом. Это время равно ω(n c ) для всех констант c , где n - входной параметр, обычно - число бит входа.

Например, алгоритм, осуществляющий 2 n шагов, для входа размера n требует суперполиномиального времени (конкретнее, экспоненциального времени).

Ясно, что алгоритм, использующий экспоненциальные ресурсы, суперполиномиален, но некоторые алгоритмы очень слабо суперполиномиальны. Например, тест простоты Адлемана - Померанса - Румели * работает за время n O(log log n ) на n -битном входе. Это растёт быстрее, чем любой полином, для достаточно большого n , но размер входа должен стать очень большим, чтобы он не доминировался полиномом малой степени.

Алгоритм, требующий суперполиномиального времени, лежит вне класса сложности . Тезис Кобэма утверждает, что эти алгоритмы непрактичны, и во многих случаях это так. Поскольку задача равенства классов P и NP не решена, никаких алгоритмов для решения NP-полных задач за полиномиальное время в настоящее время не известно.

Квазиполиномиальное время

Алгоритмы квазиполиномиального времени - это алгоритмы, работающие медленнее, чем за полиномиальное время, но не столь медленно, как алгоритмы экспоненциального времени. Время работы в худшем случае для квазиполиномиального алгоритма равно c . Хорошо известный классический алгоритм разложения целого числа на множители, , не является квазиполиномиальным, поскольку время работы нельзя представить как 2 O ((log ⁡ n) c) {\displaystyle 2^{O((\log n)^{c})}} для некоторого фиксированного c . Если константа "c" в определении алгоритма квазиполиномиального времени равна 1, мы получаем алгоритм полиномиального времени, а если она меньше 1, мы получаем алгоритм сублинейного времени.

Алгоритмы квазиполиномиального времени обычно возникают при сведении NP-трудной задачи к другой задаче. Например, можно взять NP-трудную задачу, скажем, 3SAT , и свести её к другой задаче B, но размер задачи станет равным 2 O ((log ⁡ n) c) {\displaystyle 2^{O((\log n)^{c})}} . В этом случае сведение не доказывает, что задача B NP-трудна, такое сведение лишь показывает, что не существует полиномиального алгоритма для B, если только не существует квазиполиномиального алгоритма для 3SAT (а тогда и для всех -задач). Подобным образом - существуют некоторые задачи, для которых мы знаем алгоритмы с квазиполиномиальным временем, но для которых алгоритмы с полиномиальным временем неизвестны. Такие задачи появляются в аппроксимационых алгоритмах. Знаменитый пример - ориентированная задача Штайнера , для которой существует аппроксимационный квазиполиномиальный алгоритм с аппроксимационным коэффициентом O (log 3 ⁡ n) {\displaystyle O(\log ^{3}n)} (где n - число вершин), но существование алгоритма с полиномиальным временем является открытой проблемой.

Класс сложности QP состоит из всех задач, имеющих алгоритмы квазиполиномиального времени. Его можно определить в терминах DTIME следующим образом

QP = ⋃ c ∈ N DTIME (2 (log ⁡ n) c) {\displaystyle {\mbox{QP}}=\bigcup _{c\in \mathbb {N} }{\mbox{DTIME}}(2^{(\log n)^{c}})}

Связь с NP-полными задачами

В теории сложности нерешённая проблема равенства классов P и NP спрашивает, не имеют ли все задачи из класса NP алгоритмы решения за полиномиальное время. Все хорошо известные алгоритмы для NP-полных задач, наподобие 3SAT, имеют экспоненциальное время. Более того, существует гипотеза, что для многих естественных NP-полных задач не существует алгоритмов с субэкспоненциальным временем выполнения. Здесь "субэкспоненциальное время " взято в смысле второго определения, приведённого ниже. (С другой стороны, многие задачи из теории графов, представленные естественным путём матрицами смежности, разрешимы за субэкспоненциальное время просто потому, что размер входа равен квадрату числа вершин.) Эта гипотеза (для задачи k-SAT) известна как гипотеза экспоненциального времени . Поскольку она предполагает, что NP-полные задачи не имеют алгоритмов квазиполиномиального времени, некоторые результаты неаппроксимируемости в области аппроксимационных алгоритмов исходят из того, что NP-полные задачи не имеют алгоритмов квазиполиномиального времени. Например, смотрите известные результаты по неаппроксимируемости задачи о покрытии множества .

Субэкспоненциальное время

Термин субэкспоненциальное время используется, чтобы выразить, что время выполнения некоторого алгоритма может расти быстрее любого полиномиального, но остаётся существенно меньше, чем экспоненциальное. В этом смысле задачи, имеющие алгоритмы субэкспоненциального времени, являются более податливыми, чем алгоритмы только с экспотенциальным временем. Точное определение "субэкспоненциальный" пока не является общепринятым , и мы приводим ниже два наиболее распространённых определения.

Первое определение

Говорят, что задача решается за субэкспоненциальное время, если она решается алгоритмом, логарифм времени работы которого растёт меньше, чем любой заданный многочлен. Более точно - задача имеет субэкспоненциальное время, если для любого ε > 0 существует алгоритм, который решает задачу за время O(2 n ε). Множество все таких задач составляет класс сложности SUBEXP , который в терминах DTIME можно выразить как .

SUBEXP = ⋂ ε > 0 DTIME (2 n ε) {\displaystyle {\text{SUBEXP}}=\bigcap _{\varepsilon >0}{\text{DTIME}}\left(2^{n^{\varepsilon }}\right)}

Заметим, что здесь ε не является частью входных данных и для каждого ε может существовать свой собственный алгоритм решения задачи.

Второе определение

Некоторые авторы определяют субэкспоненциальное время как время работы 2 o(n ) . Это определение допускает большее время работы, чем первое определение. Примером такого алгоритма субэкспоненциального времени служит хорошо известный классический алгоритм разложения целых чисел на множители, общий метод решета числового поля , который работает за время около 2 O ~ (n 1 / 3) {\displaystyle 2^{{\tilde {O}}(n^{1/3})}} , где длина входа равна n . Другим примером служит хорошо известный алгоритм для задачи изоморфизма графов , время работы которого равно 2 O ((n log ⁡ n)) {\displaystyle 2^{O({\sqrt {(}}n\log n))}} .

Заметим, что есть разница, является ли алгоритм субэкспоненциальным по числу вершин или числу рёбер. В параметризованной сложности эта разница присутствует явно путём указания пары , задачи разрешимости и параметра k . SUBEPT является классом всех параметризованных задач, которые работают за субэкспоненциальное время по k и за полиномиальное по n :

SUBEPT = DTIME (2 o (k) ⋅ poly (n)) . {\displaystyle {\text{SUBEPT}}={\text{DTIME}}\left(2^{o(k)}\cdot {\text{poly}}(n)\right).}

Точнее, SUBEPT является классом всех параметризованных задач (L , k) {\displaystyle (L,k)} , для которых существует вычислимая функция f: N → N {\displaystyle f:\mathbb {N} \to \mathbb {N} } с f ∈ o (k) {\displaystyle f\in o(k)} и алгоритм, который решает L за время 2 f (k) ⋅ poly (n) {\displaystyle 2^{f(k)}\cdot {\text{poly}}(n)} .

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!